Кто обгонит “Ригу”, 1970

«Автодром на столе» – так называлась статья в № 12 за 1969 год, в которой подробно описывалась трасса для соревнований спортивных моделей с внешним питанием, построенная на Рижской городской СЮТ под руководством мастера спорта Г. Дзенытыса. Сегодня мы публикуем чертежи типовой модели для этой трассы. Особенности ее изготовления комментирует Г. Дзенытыс.

Прежде чем вы приступите к конструированию спортивных трассовых моделей, познакомьтесь с требованиями к ним. Серийный двигатель работает от постоянного тона напряжением 16 в. База – расстояние между осями – от 80 до 120 мм. Клиренс – расстояние от поверхности дороги до нижней точки автомодели (без токоприемника и направляющих) – не менее 2 мм. Направляющая углубляется в паз не менее чем на 4 мм; она не должна выдвигаться за габарит модели. Общая ширина модели не более 80 мм. Диаметр колес – 25-40 мм. Левая щетка получает плюс, правая – минус. Масштаб копии – 1/25 ±5%. Основной, определяющий размеры машины узел – силовой агрегат. Это двигатель с парой шестерен вместе с ведущей осью. Передаточное отношение принято от 1:2,5 до 1:5. При конструировании модели, если наша трассовая взята только за основу, очень важно правильно рассчитать взаимосвязь размеров, сопряжение отверстий, возможность регулировки и т. д.

Изготовить кузов можно из дерева, стеклопластика или другого доступного материала. Очень хороший вид модель приобретает с застекленными окнами кабины гонщика и фигурой спортсмена внутри, рулевым колесом, точными деталями облицовки и оформления салона. Эти “мелочи” придают модели сходство с настоящим автомобилем.

Рама 1 изготовлена из дюралюминия толщиной 1 мм, отверстия без указанного размера имеют 3 мм. Упор передней оси 2 и упор задней оси 14 изготовлены из латунной жести толщиной 1 мм. Сверления оси должны обрабатываться разверткой. Рычаг направляющей 5 делают из дюралюминия толщиной 1 мм. Держатель моста двигателя – дюралюминиевый. Конфигурация его зависит от применяемого двигателя и параметров шестеренок. В нашей модели использован двигатель от игрушечного паровоза фирмы “Гуцолд” (ГДР). Шины 3 и 8 изготовлены вулканизацией из сырой резины. Можно выполнить их из пластинчатой резины или микропорки. Тогда отпадет необходимость в вулканизации.

Диски колес 4 и 9 выточены из дюралюминия. Если это сделать не удастся, попробуйте подобрать их и шины от старых игрушек. Шестерки 10 и 12 (Z=13, Z=52) – oт списанных электросчетчиков. Можно применить зубчатые колеса от будильников или другой аппаратуры. Соединение 11 для шестерни с двигателем выточено из латуни или стали. Оно может быть и иной формы, если применен двигатель другой конструкции. Ведущая ось 15 и передняя ось 18 изготовлены из стального прутка 3 мм (резьба МЗ должна быть нарезана очень точно, чтобы не было биения). Ступица 17 большей шестерни – латунная, ее нужно точно подогнать по диаметру оси.

Дистанционные трубки 13, 16, 19, 20, 23 и 25 – также латунные, первые четыре с внутренним ⌀ 3 мм, а две последние – с внутренним ⌀ 2 мм.

Направляющая 20 выклеена из пластика толщиной 2 мм. В нее вклеен дихлорэтаном болт МЗ с потайной головкой и гайки М2.

К шасси 1 крепится болтами МЗ и гайками упор передней оси 2, упор задней оси 9 и держатель моторной шейки 6. Двигатель вставляется носком в крепление 9 и привертывается к раме одним болтом. При использовании другого двигателя крепление конструируется самостоятельно. На оси сидят на скользящей посадке втулка 11 и шестерня 12; их в торцевом направлении крепят запорной пружинной, вставляя ее в выточки оси (пружина находится в комплекте с двигателем). Шестерню 10 с втулкой 17 оси 15 совместно укрепляют оловянной пайкой.

Шины монтируем, натягивая их через бортик диска. В упоры вставляем оси, на них надеваем дистанционные трубки, закрепляем гайками МЗ и навинчиваем собранные колеса. Необходимо добиться полной параллельности осей, легкого и свободного вращения шестерен и колес в зацеплении.

Для крепления рычага направляющей с рамой изготовляют ось 24 из велосипедной спицы. Для устранения поперечного люфта на эту ось надеваются дистанционные трубки 23 и 25. На нее навинчиваются также две гайки М2. Рычаг должен свободно вращаться. К нему привертывается направляющая, которая тоже свободно прикреплена. К выводам двигателя припаивают провода, которые на другом конце соединяются пайкой со щетками 21. Последние изготовлены из оплетки экранированного провода (провод вытянут, а оплетка сплющена пальцами). Щетки с проводами пропускают через отверстие 12 мм и соответственно привертывают направляющую 22 болтами М2. Три остальных отверстия в раме служат для крепления кузова.

Г. ДЗЕНЫТЫС,
мастер спорта СССР,
г. Рига

Чертежи общего вида, ходовой части и деталей модели.


Источник: Кто обгонит “Ригу”. “Моделист-Конструктор” 1, 1970, 20-21 с.
Сканы и оцифровка: MasterRU
Источник: jmk-project.narod.ru
Моделист-Конструктор 1970-01.pdf