Ко многим устоявшимся, традиционным видам «классического» автомодельного спорта прибавился еще один: соревнования трассовых моделей. Первые официальные старты их состоялись в середине января в Риге.
Трасса длиной 18 м, 30 участников, 3 победителя — вот цифровые данные, характеризующие эту встречу. Но за сухими цифрами кроется многое.
После опубликования в нашем журнале статей инженера В. Масика об автомобильных моделях с внешним питанием (по международной классификации — трассовых моделей) в целом ряде городов и сел страны любители динамичного и увлекательного вида спорта — автомоделирования приступили к сооружению трасс для соревнований, к конструированию маленьких, юрких микромашин. Привлекало их прежде всего то, что такие спортивные встречи можно проводить, не затрачивая времени и средств на строительство сложных кордодромов. Строили модели в 1/25, 1/48, 1/64 натуральной величины, подгоняли под них, заимствуя чертежи из журналов и дорабатывая их применительно к местным условиям, маленькие «шоссейно-кольцевые трассы» с виадуками и тоннелями, подъемами и крутыми виражами. Делали такие трассы — в порядке эксперимента — в Москве и Подмосковье, на Украине и в Прибалтике.
Первыми перешли «на серийное производство» рижане. Это они под руководством мастера спорта Г. Дзенытыса «поставили на поток» производство трассовых моделей масштаба 1/25 с кузовом, выклеенным по матрице, и стандартным электродвигателем. Они построили и первую в стране не учебную, а спортивную трассу, которую вы видите на 3-й стр. обложки. (В одном из последующих номеров читатели увидят ee чертежи и описание.) Трасса устроена так, что на ней могут одновременно стартовать три модели. Соревнования проводились в три тура — по две минуты каждый. Как выясни- лось, модели успевают пробежать за зачетное время около 25 кругов — скорость довольно высокая. По правилам каждому участнику разрешалось иметь около трассы помощника, в обязанности которого входило устанавливать сошедшую с направляющих модель. Штрафных очков за сход не начисляли — просто терялось время, а значит, уменьшалось количество пройденных кругов.
Соревнования прошли очень зрелищно и по-хорошему азартно. По их итогам на первом месте — молодые спортсмены Рижской городской станции юных техников (хозяева трассы), за ними моделисты из Дома пионеров Ленинского района, третье место у ребят из города Слока.
Особенно оживились болельщики и участники, когда в борьбу вступили опытные моделисты — участники многих всесоюзных встреч (правда, по «классическим» видам автомодельного спорта) К. Клява и сам Г. Дзенытыс, а также литовские спортсмены. К чести юных рижан, их трассовые модели не уступили первенства отлично отлаженным, с точной «развесовкой», с дифференциалами конкурентам.
Разумеется, во время стартов выявились и недоделки. Не везде удачной была конфигурация трассы, недостаточно надежно прилегали токопроводящие направляющие, что учащало сход машин с трассы. Но это мелочи, которые легко исправить. Сами же соревнования, по общему мнению всех видевших их, прошли удачно, и нет сомнения, что за ними последуют еще многие другие.
Словом, новый вид автомодельного спорта получил первое «боевое крещение», и надо надеяться, что через некоторое время сочетание «старты трассовых моделей» станет для нас таким же привычным, как слова «заезды гоночных» или «первая попытка моделей- копий».
Ю. БЕРЕЗОВ
г. Рига
Фото Э. Улдиса
ЯНВАРЬ 1969 Г. ЗДЕСЬ СОСТОЯЛИСЬ ПЕРВЫЕ В СТРАНЕ СОРЕВНОВАНИЯ ТРАССОВЫХ МОДЕЛЕЙ.
На снимках:
1 — самодельные машины не уступали в скорости фирменным;
2 — главный судья — Г. Абеле, один из создателей рижской трассы, бессменный арбитр автомодельных встреч в Прибалтике;
3 — на вираже ведущие колеса заносит… как на гонках «Гран при»;
4 — стартовое устройство работает безотказно;
5 — особенно трудно вести машину в тоннеле;
6 — трасса имеет несколько уровней;
7 — победитель соревнований — команда Рижской городской СЮТ.
Источник: “Моделист-Конструктор” № 5, 1969, с 48, обложка 3-я стр.
Оцифровка: Андрей Колегов
Журнал: Моделист-Конструктор 1969-05.pdf