Мототрасса с велоприводом, 1984

Оригинальную автомодельную трассу, сочетающую в себе элементы технического творчества, соревнований и общефизической спортивной подготовки, разработали юные техники из Германской Демократической Республики. Ее главные отличительные особенности — использование моделей мотоциклов вместо автомобильных, замена пазов под токоведущие шины медными «рельсами» и, наконец, подача питания от генераторов, установленных на велотренажерах.

Для изготовления трассы потребуются древесностружечные плиты или листы фанеры толщиной 8—10 мм. В соответствии с выбранной конфигурацией «мототрека» и габаритами выделенного для него помещения нарежьте полосы (прямые и радиусные) шириной около 300 мм и состыкуйте их. Поверхность «дорожного» полотна лучше всего оклеить стеклянной или наждачной бумагой.

Токоведущие шины — это медная проволока толщиной около 3 мм. Для начала надо убрать все ее изгибы. Закрепите один конец и, намотав на палку другой, потяните. Не отвязывая проволоки, снимите с нее шкуркой эмалевое покрытие. Разметьте на трассе на расстоянии 15 мм друг от друга оси шин и вдоль каждой линии просверлите отверстия Ø 2,7 мм. В них вставляются гвозди или отрезки той же проволоки, и сверху к ним припаиваются шины. Велосипеды, эти «электростанции» трассы, укрепляются в тренировочных станках. «Динамо» переставляются на вилки задних колес, и через диодные мостики-выпрямители соединяются с токоведущими стойками каждой из дорожек трассы. Хорошим дополнением «мотодрома» станут два автоматических светофора, использующихся при проведении заездов типа «ралли», когда участникам приходится укладываться в отведенное время, соблюдая при этом правила дорожного движения.

Все модели мотоциклов имеют одинаковые рамы. Причем каждая состоит из двух полурам, согнутых из проволоки на стапеле. Соединяются они пайкой: впереди — кронштейном крепления фары и в середине — жестяным облицовочным щитком.

Колеса лучше подобрать готовые — от игрушек. Но можно сделать и самодельные, например выпилить из фанеры, натянуть на них шины-покрышки из отрезков соски и в центр вставить на клею отрезки медных трубок.

Макеты топливного бака и двигателя из липовых брусков надо окрасить гуашью и покрыть паркетным лаком. Оребренный цилиндр хорошо получается из «пачки» алюминиевых шайб, привернутой шурупом к «картеру». Седло вырезается из пенопласта или губчатой резины. Грязевые щитки выколачиваются из жести.

Рама коляски — также проволочная, Электродвигатель закрепляется в жестяном поддоне аптечной резинкой, на в его вал натягивается резиновая трубка, при этом внешний диаметр получившегося фрикциона должен составлять не менее 5 мм — при этом передаточное число получается оптимальным. Кузов коляски склеивается из любого листового материала — фанеры толщиной 1 мм, плотного картона или спаивается из жести.

На коляске же снизу закрепляются направляющая планка и токосъемники. Первая вырезается из пластмассы (фторопласт, полиэтилен, оргстекло или текстолит), а вторые представляют собой согнутые из проволоки ОВС Ø 0,5 мм пружины с припаянными к ним латунными наконечниками.

Правила соревнований несложны. Мотомодели устанавливают на стартовую линию, и по команде судьи ребята начинают раскручивать педали. Победителем считается тот, кто первым пройдет оговоренное число кругов (50 или 20). Но не меньший интерес вызовет соревнование «ралли». Суть его в том, чтобы пройти заданное число кругов за предварительно обусловленное время.

Чтобы ввести элемент неопределенности, на трассе ставят два светофора, каждый из которых работает со своей периодичностью — у первого 5 с зеленый, 1 с желтый и 5 с красный, и у второго — 10 с зеленый, 1 с желтый, и 5 с красный. Заезд за стоп-линию при красном сигнале светофора штрафуется пятью секундами, которые гонщику приходится наверстывать.

(По материалам журнала
«Югенд унд техник», ГДР)

Рама мотомодели:
1 — полурамы, 2 — облицовка, 3 — кронштейн крепления фары, 4 — ось.

Установка направляющей и токосъемников на коляску мотомодели:

1 — контактный провод. 2 — макет коляски, 3 — направляющая (текстолит), 4 — двигатель типа ДПМ, 5 — токосъемник, 6 — полотно трассы.

Трасса для мотомоделей:

1 — полотно трассы (фанера толщиной 10 мм), 2 — опорные стойки (гвозди Ø 2.5 — 3 мм), 3 — макет светофора. 4 — перегородка (фанера толщиной 5 мм), 5 — контактная проводка, 6 — токоведущие стойки.


Источник: “Моделист-Конструктор” №7, 1984, 26-27 с.
Оцифровка: modelist-konstruktor.com
Журнал: Моделист-Конструктор 1984-07.pdf