О детской технической лаборатории на Камчатке, 1986

В детской технической лаборатории совхоза «Термальный», что в
Елизовском районе Камчатской области, занимаются 160 школьников.

Под руководством отличника народного просвещения Ю. М. Зюзькова (фото 1) ребята изучают производство, приобретают трудовые навыки (2, 4), вносят посильный вклад в ускорение научно-технического прогресса — сами придумывают оригинальные конструкции.

Они разработали и изготовили лебедку (3) для натяжения проволочных шпалер в совхозных теплицах, пресс-печь для деталей из термопластика (5), которые устанавливают на автомоделях и испытывают на автоматизированной трассе (6), построенной своими руками. Общественно полезная направленность четко прослеживается и в других работах этих сельских школьников.

ребята изучают производство и приобретают трудовые навыки
лебедка для натяжения проволочных шпалер в совхозных теплицах
ребята изучают производство и приобретают трудовые навыки
пресс-печь для деталей из термопластика

ДТЛ в Совхозе

Камчатка —край особенный. Географическое положение и природные условия полуострова, большая отдаленность городов и поселков, сложности транспортного сообщения и суровый климат накладывают отпечаток на все стороны жизни, в том числе и на детское техническое творчество.

В области немало внешкольных учреждений: станции юных техников в Усть-Камчатском, Елизовском, Ленинском районах, облСЮТ в Петропавловске-Камчатском и пять ее филиалов в городе Ключи и поселках Атласово, Октябрьский, Оссора, Эссо; двенадцать техотделов в Домах пионеров и школьников. Кроме того, действуют детский технический клуб «Горизонт» производственного объединения Камчатрыбпром и клуб юных моряков судоремонтной верфи.

Все эти учреждения охватывают около 7 тысяч учащихся.

Казалось бы, сила великая. Но первая же областная выставка технического творчества, проведенная не так давно, показала, что не во всех одиннадцати районах области достаточно внимания уделяют развитию детского технического творчества. Не только в школах, но даже в самих внешкольных учреждениях: среди представленных работ многие были выполнены на невысоком техническом уровне, а некоторые к тому же не раз экспонировались прежде.

Разумеется, нельзя не учитывать местных условий, трудностей с материальной базой и подбором кружководов. Скорее всего этим объясняется, что, например, в Алеутском районе наличествуют лишь кружки умелых рук и радиотелеграфистов (в Никольской школе-интернате), а в Пенжинском — фото- и мотокружки. Однако есть на Камчатке внешкольные учреждения, опыт работы которых показывает, что при желании даже в этих условиях можно наладить дело, и не как- нибудь, а как того требует время. Ведь не случайно же второе место на выставке НТТ (после облСЮТ) занял Елизовский район, представленный детской технической лабораторией (ДТЛ) — филиалом Елизовской городской станции юных техников в поселке совхоза «Термальный». Экспонатами ДТЛ были коллективные разработки ее воспитанников: полировальный и токарный станки оригинальной конструкции, пресс-печь, технологическое оборудование и приспособления для изготовления автомоделей и электродвигателей к ним, лебедка для натяжения проволочных шпалер в теплицах. Они красноречиво свидетельствовали о том, что техническое творчество кружковцев не только поставлено серьезно, но еще и приближено и нуждам самой лаборатории и, что самое главное, и нуждам базового хозяйства — совхоза. Здесь заботятся о том, чтобы ребята были увлечены интересным и полезным делом, готовились стать умелыми, знающими и инициативными работниками.

Это особенно важно, учитывая требования осуществляемой в нашей стране реформы школы, направленной на повышение уровня практической и морально-психологической подготовки учащихся общеобразовательных школ к самостоятельной жизни, обеспечения тесной взаимосвязи «изучения основ наук с непосредственным участием школьников в систематическом, организованном, посильном общественно полезном, производительном труде».

О том, как создавалась детская техническая лаборатория, как строится в ней педагогическая работа, наш сегодняшний рассказ.


ПРАЗДНИК В ТЕРМАЛЬНОМ. Гоночные автомобили стремительно приближались. Один, не вписавшись в поворот, перевернулся. Зрители заволновались. Однако дежуривший у трассы мальчишка быстро поставил модель на колеса. Двигатель ее вновь зажужжал, и она помчалась дальше.

Потом были еще заезды. Сменялись «водители» у пульта управления автомоделями. Ликовали победители. Насупившиеся, а то и всплакнувшие проигравшие выслушивали слова утешения.

Зрители также искренне переживали перипетии соревнования. Словом, спортивный праздник, гвоздем программы которого были гонки, находился в самом разгаре.

Он состоялся в поселке Термальном по случаю пятилетия детской технической лаборатории. На трибуне для зрителей разместились рабочие совхоза, родители кружковцев, гости из соседних поселков и даже из областного центра — Петропавловска-Камчатского.

Гостям было на что посмотреть. Сама трасса, система электронного обеспечения судейства, трибуна на шестьдесят мест, а также мастерская в смежном помещении и все ее оборудование полностью изготовлены, собраны и установлены самими ребятами вместе с их руководителем Юрием Матвеевичем Зюзьковым.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РУКОВОДИТЕЛЕ. Когда-то Юрий Матвеевич работал в гражданской авиации: летал над Дальним Востоком и Камчаткой, а когда здоровье стало сдавать, обслуживал самолеты на земле. Сам мастер — золотые руки, он и сына увлек техническим творчеством. А там и друзей сына; организовал по месту жительства кружок юных техников, где и пропадал в свободное от работы время. Ладилось у него с ребятами, и они тянулись к нему, отрывались от занятий с великой неохотой.

И когда жизнь поставила его перед необходимостью смены профессии, он выбрал работу с детьми: стал учителем труда в школе. Нельзя сказать, что решение это далось ему легко. Были и сомнения, и непонимание окружающих.

…И вот он в школе поселка Паратунка. В трудовое воспитание включается с главного: обеспечения материальной базы. По-своему распланировал учебную мастерскую, подновил имеющееся оборудование, сконструировал универсальные верстаки. В итоге такой реконструкции в мастерской вместо шестнадцати смогли заниматься одновременно двадцать учащихся.

Методику работы пришлось постигать по ходу дела. Многое почерпнул из трудов классиков педагогики, многое додумал сам. Аналитический ум и умение видеть перспективу помогали ему находить верную дорогу в новом для него деле.

А уже через год Паратунская школа стала лучшей в Елизовском районе по трудовому воспитанию. Первые места на выставках технического творчества также прочно закрепились за учениками Ю. М. Зюзькова.

Однако здоровье все ухудшалось, и ему пришлось вскоре оставить место учителя. Но дело свое он оставить не смог. Оправившись от болезни, Юрий Матвеевич решил: хоть и не в школе, но продолжать работать с ребятами.

НАЧАЛО ПОИСКА. Накопленный педагогический опыт, понимание детской психологии подсказывали Ю. М. Зюзькову: прививать трудовые навыки нужно с первых школьных лет. Это и привело его к мысли о создании в поселке детской технической лаборатории как филиала городской СЮТ.

Еще учителем он отмечал пассивное отношение некоторых ребят к труду и вынес убеждение: учить делу нужно с первых классов, причем через игру. А какой игрушкой ребенок дорожит? Конечно же, сделанной своими руками. Скажем, примотает мальчишка трубку к палочке липкой лентой и носится с этим «ружьем» целый день — ни на что не променяет.

Ю. М. Зюзьков нашел такую «игрушку» для будущей лаборатории — автомодельную трассу.

Но почему именно трасса? Чем хуже, например, авиамоделизм, которым, кстати, он сам увлекался когда-то? Во- первых, трассовый моделизм — всепогодный вид спорта: тренировки, coревнования проводятся в помещении и круглый год. Во-вторых, не требуется дефицитных материалов, таких, как бальза, авиафанера и другие. В-третьих, в трассовом автомоделизме присутствует элемент игры, что особенно важно для привлечения детей младших возрастов — буквально со 2-3-го класса. От игры же легко перейти к спорту, к техническому творчеству и далее к цели, которую Ю. М. Зюзьков преследовал — раннему трудовому становлению.

ПРИВЛЕЧЬ ВЗРОСЛЫХ. Утвердившись в решении, Юрий Матвеевич начал изучать опыт автомоделистов. Ознакомился с описаниями и чертежами различных трасс, разработал и свой вариант для моделей, которые мастерил с сыном и его друзьями дома. Трассу собрали в поселковой школе. Она делается из простых материалов, но сооружение довольно сложное. Длина поворотов, спусков и подъемов, по которым мчатся автомобильчики, насчитывает несколько десятков метров. Словом, кроме материалов, необходимо было еще и помещение.

Параллельно Ю. М. Зюзьков искал помощников, союзников, стремясь привлечь на свою сторону как можно больше людей. Не раз наведывался к руководителям совхоза, местного участка Камчатского промыслового управления по использованию глубинного тепла Земли, гидрогеологической экспедиции и ионосферной станции, базирующихся в округе. Объяснял, доказывал, просил, требовал.

— Важно было убедить людей в нужности детской технической лаборатории, — говорит Юрий Матвеевич.

Первым и самым верным его единомышленником стал директор совхоза «Термальный» Николай Иванович Сикачев. Он сразу понял, что члены ДТЛ — это будущие рабочие совхоза, знающие технику и умеющие трудиться. И поддержал Ю. М. Зюзькова.

С помощью Елизовского горкома партии удалось добиться, чтобы Камчатское промысловое управление выделило помещение. Другие шефы подбросили материалы. Директор совхоза не раз выделял строителей для ремонта, помогал транспортом, денежными средствами.

Ремонтировали сообща — ребята и шефы, а все остальное Ю. М. Зюзьков и кружковцы сделали сами: разместили трассу, трибуну, подвели электропроводку, изготовили монтажные столы с индивидуальным освещением и вытяжной вентиляцией, стенные стеллажи-витрины для автомоделей, складной шкаф с краскопультом, вращающиеся стульчики, механическое оборудование мастерской.

Теперь большинство местных ребятишек — около ста шестидесяти — проводят все свободное от школьных занятий время в детской технической лаборатории.

ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ. Всего в ДТЛ десять кружков: девять автомодельных и один воировский, но о нем позже. Комплектуются они до того, как ребята придут в лабораторию. В беседах с классными руководителями 2-х классов Ю. М. Зюзьков выясняет наклонности, способности детей. А после такого заочного знакомства идет уже в классы к ребятам и рассказывает о лаборатории, о ее работе, приглашает в ДТЛ всех желающих. Как правило, откликаются охотно, поскольку многие уже не раз заглядывали в лабораторию, особенно во время соревнований, и знают, что к чему.

Почему подбор начинается именно со второклассников? Прежде чем заняться техническим творчеством в истинном смысле этого слова, ребенок должен познать свойства конструкционных материалов, приобрести навыки владения инструментом. В школе это «проходят» в 5-7-х классах. Ю. М. Зюзьков считает, что это поздно. К 12-14 годам руки подростка должны уже работать как бы самостоятельно, а голова, свободная от необходимости их контролировать, решать творческие задачи.

Но дети все разные, хотя и стараются не отставать друг от друга. Здесь как нигде нужна гибкость, считает Юрий Матвеевич. Особенности психики ребенка таковы, что нужно быть очень осторожным. Ему свойственны быстрые перемены настроения, неадекватная оценка собственных возможностей, повышенная ранимость.

Скажем, малыш самостоятельно раскрасил свою автомодель. И принес ее на суд руководителя. Тот похвалит его, но на примере лучших образцов пояснит, как можно было бы сделать правильнее, красивее. Делается это осторожно, иначе результат может быть прямо противоположным: критика не подтолкнет ребенка к поиску лучшего варианта, а отпугнет, разочарует.

В то же время индивидуальная работа с детьми строится таким образом, чтобы зарождающееся чувство коллективизма, взаимовыручки и товарищества переносилось из класса в лабораторию и здесь развивалось и закреплялось. Старшие помогают младшим, готовят их к соревнованиям, вместе регулируют модели перед выходом на старт. И со временем у малышей формируется стойкое убеждение, что такие отношения — норма поведения.

ВМЕСТЕ, КОЛЛЕКТИВНО. Не секрет, что детям интересен прежде всего игровой, соревновательный момент в том, чем они занимаются. На этом и основана практическая работа с ними в лаборатории. Почти ежемесячно устраиваются гонки, к которым ребята во всех девяти кружках тщательно готовятся. И добиваются значительных успехов. Достаточно сказать, что они практически ежегодно первенствуют в областных соревнованиях в двух-трех классах автомоделей, а был год, когда воспитанники Ю. М. Зюзькова заняли первые места сразу в четырех классах из пяти: чемпионами тогда стали ученик третьего класса Дима Махов, шестиклассник Саша Шапоренко, девятиклассник Дима Курников и учащийся СПТУ Сергей Минтюков.

Однако соперничают они только на трассе — на соревнованиях. В остальном же единомышленники, сумевшие, например, решить такую непростую задачу, как создание нового экономичного микроэлектродвигателя для автомоделей.

Дело в том, что параметры заводских не устраивали питомцев Зюзькова, и Юрий Матвеевич предложил ребятам поискать приемлемое решение, поэкспериментировать. Разбившись на группы, начали испытывать различные конструкции коллекторов, щеточных узлов, обмоток, технологические приемы.

И поиски увенчались успехом. Созданный школьниками микроэлектродвигатель здорово выручил их на Всесоюзных соревнованиях по автотрассовому моделизму в Воркуте. Впервые попав на столь престижное первенство, они заняли тогда 13-е место среди 31 команды! И если бы не мелкие неточности в воспроизведении моделей, за что были потеряны дорогие дополнительные очки, результат их выступления был бы значительно выше.

Так или иначе, но коллективный труд принес и коллективный успех. Удача окрылила Юрия Матвеевича и его воспитанников, и они решили не останавливаться на достигнутом. Разработали отличный электродвигатель — надо сделать отличной и всю ходовую часть модели. Практическая реализация этого решения привела к тому, что кружковцами было создано оригинальное технологическое оборудование. Саша Бекетов (сейчас он учится в ГПТУ) предложил конструкцию поворотной делительной головки для фрезерования колпекторов электродвигателей, а его товарищ Дима Ткачев — шлифовальный станок для их обработки. Бывший кружковец, а сегодня слушатель Ленинградской академии гражданской авиации Дмитрий Курников придумал такое крепление металлорежущего резца, которое увеличило срок его службы в несколько раз.

Внедрена и разработка Саши Васильева, модернизировавшего полировальный станок для заточки и правки инструмента. Она понравилась не только ребятам, но и рабочим совхоза: они сделали такой же для своей мастерской.

— Эти ребята — наша гордость! — говорит Юрий Матвеевич.

Со временем творческие поиски привели кружковцев к тому, чтобы круто изменить всю технологию изготовления электродвигателей и ходовых частей моделей. Их не устраивало, что слишком уж много времени приходилось тратить на подгонку шестеренок, токосъемников и других деталей.

Так, корпуса, шестерни, диски колес и токосъемники стали прессовать из пластмассы на оборудовании, которое им помог разработать и сделать руководитель ДТЛ.

Было это так. Ю. М. Зюзьков прочитал в одном из журналов об электрической пресс-печи. Посоветовался со специалистами, но те скептически отнеспись к его идее применить ее для изготовления деталей автомоделей. Однако Юрий Матвеевич не отказался от своей идеи и решил попробовать. Получилось! Сегодня лаборатория располагает возможностью снабжать полуфабрикатами ходовых частей автомоделей не только свои, но и другие кружки.

РЕАЛЬНАЯ ПОЛЬЗА. Ю. М. Зюзьков полагает, что работу кружков нельзя считать удовлетворительной, еспи программу занятий не заложен элемент общественно полезной направленности. Со дня основания ДТЛ он отбирал наиболее творчески мыслящих ребят в кружок изобретателей и рационализаторов. И уже первые разработки использовались в лаборатории.

Но пришло время, когда изобретательская деятельность ребят приобрела более конкретный характер. В совхозе «Термальный» им предложили coздать ручную лебедку для натяжения проволочных шпалер в теплицах. Воировцы с энтузиазмом взялись за дело. Потребовалось около года коллективного труда, пока определились основные узлы механизма. Наконец первый образец успешно испытан и принят. Второй, доработанный экземпляр лебедки через два месяца ребята передали в цех растениеводства. А вскоре ДТЛ получила заказ на изготовление десяти таких лебедок — это была красноречивая оценка их творческой победы.

Как награду восприняли кружковцы решение совхозной группы ВОИР выдать им удостоверение на рационализаторское предложение. По итогам областной выставки НТТМ детской технической лаборатории было присуждено первое место и почетный диплом. Воировцы Саша Бекетов, Виталий Висящев, Саша Генералов, Антон Гончаренко, Дима Курников и другие стали дипломантами Всесоюзного смотра «Юные техники и натуралисты — Родине», а также Всероссийского слета ученических производственных бригад в Омске.

И уже никого не удивило, когда кружковцы получили новые заказы, например разработать стремянку для облегчения стекления теплиц, которая должна быть компактна, легко складываться и переноситься одним человеком, достигать высоты семи метров.

Это было признанием лаборатории, творческих возможностей юных техников. Не случайно воспитанники лаборатории по окончании школы — желанные кадры для совхоза. И, даже уже работая, они продолжают заниматься в кружках. Так, тракторист Андрей Федосин, Олег Чернов, учащийся ГПТУ, все свободное от работы время проводят в ДТЛ. Многие ребята, приобщившись в стенах лаборатории к технике, конструированию и изобретательству, продолжают учебу по этому профилю. Один из лучших выпускников, Андрей Бикулов, учится в Челябинском политехническом институте.

— Это у них на всю жизнь! — утверждает нынешний Директор совхоза Г. Милов. — В условиях реформы, когда «Термальный» стал базовым хозяйством школы, мы по достоинству оценили роль и возможности ДТЛ. Воспитанники Юрия Матвеевича не только будущие наши кадры, но и хорошие помощники уже сегодня.

Кружковцы поддерживают тесную творческую связь с группой ВОИР совхоза: старшим инженером Н. Дубровским, начальником стройцеха Никульшиным, рационализатором, мотористом М. Голицыным. Совместно они отобрали шестьдесят технических тем на перспективу: содружество юных техников и совхозных новаторов будет продолжаться.

А Юрий Матвеевич Зюзьков, на груди которого сегодня почетный знак «Отличник народного просвещения», думает о перспективах своего детища: расширить зону его влияния — привлечь ребят не только поселков Термальный и Паратунка, но и Николаевка. И больше того — мечтает создать на базе лаборатории молодежный воировский центр совхоза.

А. ТИМЧЕНКО,
наш спец корр.


Источник: “Моделист-Конструктор” № 1, 1986, обложка, 1-3 с.
Оцифровка: Андрей Колегов
Журнал: Моделист-Конструктор 1986-01.pdf