Санкт-Петербург 2001

70 парней и одна девушка играют в «Формулу-1» в масштабе 1 к 24

«Ну, покажи, как ты запускаешь свои машинки», —говорю я Саше. «Модели, — снисходительно поправляет меня он. — Нужно говорить «модели», а не «машинки». И, увидев, что нечего тратить время и беседовать со мной, «полным чайником», о таких важных вещах, бежит к друзьям обсудить результаты последнего заезда. Пока его рейтинг — 8 — 9-е места из 21, очень даже неплохо для соревнований, где участвуют лучшие гонщики России.

То, чем Саша занимается уже пять лет и ради чего приехал в наш город из Северодвинска, имеет загадочное название «трассовый автомоделизм». Для непосвященных: это когда сначала конструируют гоночные электромобильчики (ой, простите, модели!), а потом пускают их бегать по специальной трассе, регулируя скорость с помощью пульта. Задача —пройти как можно большее расстояние за определенное время. Почти как «Формула-1» — в масштабе 1 к 24 и 1 к 32.

Автомоделизм уже давно признан во всем мире таким же серьезным видом спорта, как, скажем, футбол или теннис. Гонщикам присуждаются разряды, здесь тоже есть свои мастера спорта, любители и профессионалы. В Питере мастеров спорта всего два: Михаил Перлов и Николай Должанский. Все началось с простого кружка, а теперь они уже признанные профи. «Самое интересное — это, конечно, соревнования. Тебе нужна хорошая реакция, чувство скорости, внимание, чтобы ехать на пределе возможного, нужно долго учиться. Такие непередаваемые ощущения! Руки-ноги дрожат, напряжение огромное. Потом, когда все заканчивается, начинаешь отходить…» —говорит Николай.

У нас в доперестроечные времена автомоделизм тоже был довольно популярен, но сейчас, к сожалению, прозябает в забвении. В Петербурге обучением будущих гонщиков занимаются 4 клуба, а гоночные трассы есть всего в двух — во Дворце творчества юных и в компьютерном центре технического творчества Московского района. Погонять модельки можно, правда, и в «Джем-холле» на Ленинском проспекте, но уже за деньги. А кружки автомоделизма до сих пор, на удивление, бесплатные.

Однако, несмотря на все сложности, в Питере при поддержке Центрального совета РОСТО, Центра технического творчества учащихся РФ и петербургского комитета по образованию прошло первенство России по трассовому автомоделизму среди юношей. Впервые столь представительные соревнования были организованы в нашем городе — в Городском центре детского технического творчества. Участвовали более 70 ребят до 18 лет из 20 клубов России и ближнего зарубежья — Украины, Белоруссии, Латвии. Заодно, чтобы не вгонять участников и организаторов в лишние расходы, здесь же провели чемпионат России для гонщиков старше 18 и ребят помладше, которые захотят помериться с ними силами. Не секрет, что для многих ребят найти средства на то, чтобы приехать в Питер дважды, было бы неразрешимой проблемой. Поэтому и решили соревнования совместить: экономить приходится буквально на всем.

«Все упирается в финансы, — объясняет Игорь Шибаев, руководитель секции трассового автомоделизма компьютерного центра технического творчества Московского района, — моторчик для модели стоит 300 — 400 долларов: покупаем только импортные, наши-то такое не выпускают. Если уж совсем с деньгами плохо, тогда, конечно, в дело идут и моторчики от фенов, но от такой техники, сами понимаете, хороших результатов ждать не приходится. К сожалению, наша питерская команда сейчас не так сильна, как раньше: по финансовым причинам мы долгое время были невыездными, много времени потеряли, растренировались. Вот в Уфе, например, над клубом автомоделизма взял шефство местный моторостроительный завод. Мы же живем сами по себе. Спонсоры помогают, но редко. Думают, мы тут в игрушки играем… Но ведь модель сначала надо собрать, отладить, в моторе разобраться. Ребята учатся соображать, работать руками и головой».

С 9 утра до 10 вечера здесь все на нервах. Ребята толпятся вокруг трассы. Одни с пультами в руках — напряженные лица, почти немигающие глаза. Другие, те, кто не участвует в гонке, следят, чтобы модели не слетали с дорожки. Все молчат. Только жужжат электромобильчики, как будто бы сами собой проносящиеся по трассе. Только когда несколько машин покидают «наезженное место», переворачиваются, падают на пол, тишина взрывается криками: «Стоп, стоп!» Кто-то, разочарованный, несет покореженное авто в ремонт, кто-то с блестящими от возбуждения глазами любуется на свою модель, предчувствуя победу.

Фотографировать со вспышкой строго запрещено: во время соревнования ничто не должно отвлекать внимание ребят. Потому как дело это непростое, представьте себе: средняя скорость гоночной модели 30 – 60 километров в час, при том что электромоторчик весит 20 граммов, мощность его более 200 ватт, считайте половина лошадиной силы. За 40 минут (8 заездов по 5 минут) каждая модель «наматывает» по 400 кругов и больше, а за то время, пока она проходит один круг около 5 секунд, а то и меньше, — гонщик должен 10 раз переключить скорость.

Аня Гребенюкова — единственная девочка на соревнованиях, но чувствует себя вполне своим человеком. На мои слова о неженском виде спорта Аня только плечами пожимает: «Не знаю, мне все интересно — плавание, теннис, танцы. А когда брат пошел в кружок, я решила тоже записаться. Попробовала — понравилось. Сразу стало получаться. Всего месяц отзанималась, и уже 3-е место в командном зачете, второе — в личном. Способная, наверное, — смеется Аня. — Модели, правда, пока сама не собираю — брат делает, но тоже хочу попробовать. Я вообще технарь, физику люблю,
математику».

Человеку со стороны может показаться совершенно непонятным, что, собственно, такого увлекательного в том, чтобы часами простаивать с пультом в руке, вперив взгляд в извивающуюся змеиными кольцами дорожку, по которой мчится твоя модель. Да и сами спортсмены иногда с трудом находят слова, чтобы описать свои чувства во время гонки. Пятнадцатилетний Саша из Северодвинска долго размышлял, морщил лоб, потом изрек: «Не, объяснить никак… То есть внутри я это понимаю, а вот словами сказать не могу. Это надо видеть».

В перерывах между заездами ребята пытаются объяснить мне, непонятливой, «в чем весь прикол» автомоделизма. Дима готовится к заезду и очень нервничает, заметно дрожит: в питерской команде он один из лучших, и в финале нужно выступить достойно, не подвести своих. «Если честно, мне даже больше нравится их собирать, то есть модели, чем запускать. Чтобы модель ехала хорошо, нужно ее правильно собрать — это же главное», — считает Дима. «Не всем это нравится, я вот одно- классников приводил, так они позанимались немного и скоро ушли — надоело, говорят, — рассказывает Миша Валуев, тоже член питерской команды. — Ho собирать модель — одно, а гонка — совсем другое. Лично я ради только гонки могу и на плохой модели проехать. Это же азарт, это здорово. И ребята у нас в клубе хорошие, мы дни рождения вместе отмечаем и просто так встречаемся».

Победителями в соревнованиях стали Александр Курдин (Кузнецк), Илья Логачев (Кустанай), Вадим Венедиктов (Кузнецк), Андрей Сергеев (Благовещенск), Алексей Баклыков (Орск-1). В командном зачете первое место заняла команда автошколы РОСТО города Кузнецка.

МАРИЯ НАСОНКИНА
ФОТО ЮРИЯ ФАЙНБЕРГА

Источник: Газета “Невское Время”, 6 апреля 2001 г.
Оцифровка: Андрей Колегов
Скан газеты: Альбом истории клуба “Вираж”