В дни весенних школьных каникул в Воркуте прошла VIII традиционная матчевая встреча команд школьников из городов, областей и республик Советского Союза по трассовому моделизму на призы журнала «Моделист-конструктор» и Коми обкома ВЛКСМ.
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!
1-е место — «ВОРКУТА-1», команда Воркутинского Дворца пионеров.
2-e место — команда Кустанайской области.
3-е место — команда Дворца пионеров г. Кустаная.
КТО ЗА РУЛЕМ?
Если чуть прищуриться и отрешиться от соразмерности дороги, машин, зрителей, то трассовые автомодели покажутся совсем настоящими. А за рулем? Те самые мальчишки, что создали эти «Жигули», «Чайки», «Волги», «феррари», «порше», «мак-лерены», «ситроены». Это они сейчас на трассе, их сердца бьются в такт гонке.
Идут большие старты. Без всяких скидок на масштаб. Так же как на большом автодроме, пестрит в глазах от скорости. Так же приходят на помощь хладнокровие и выдержка, когда машину вот-вот занесет на сложном участке пути. И так же, как на шоссейно-кольцевых автогонках, метрами и секундами измеряется труд. Дни и месяцы кропотливой работы над моделью выливаются на трассе в лишний метр пути, может быть, в победный метр. И это награда! За сегодняшнее проявление характера и за вчерашнее упорство в труде.
В трехминутной гонке по кругу можно узнать много неожиданного о мальчишке. Такое порой не откроется и за месяцы «обыденного» знакомства. Его модель — это его творческое лицо; любит спортивные машины, острые линии, резкие краски. На модели кичего лишнего — целеустремленность автора очевидна. Вот старт — машина не рвется за ушедшей вперед, идет в свою силу, вовремя, без скачков и рывков ускоряется. Словно у пульта управления ЭВМ, а не белобрысый мальчишка.
А вот и другой. Поразил зрителя архаичностью избранного прототипа, мягкостью и «тихостью» хода. Его старинный «дикси-ландолет» невозмутимо катил по современной автостраде, отпуская на круг и более быстрых своих собратьев. Дверцы иногда (вопреки правилам соревнований) открывались в пути и помахивали зрителям, вызывали улыбку, доброжелательное, но совсем не спортивное отношение к машине. Да, этот автомобиль — история, так было. Это словно веселый аттракцион на серьезной автоарене…
Симпатии, эмоции, прогнозы… Без них не бывает ни одного спортивного состязания. И все же есть протокол соревнований — бесстрастный, подслеповатый, сухой, но справедливый. Заглянем в него — за цифрами, право, прячется что-то очень живое и волнующее.
38 баллов — такова была оценка «Жигулей» Артура Шугаева из команды города Лисаковска Кустанайской области на техкомиссии перед стартами. Высшая стендовая оценка соревнований! В пересчете на круги и метры трассы такие баллы давали Артуру пять кругов и двадцать метров форы. Победа? Но вот протокол полуфинальных заездов автомоделей класса «В» (первые две цифры — число пройденных кругов, вторые — метры): 33.10 — общая сумма Артура Шугаева, 6-e место. Пятое место — 33.13. Четвертое — 33.18. Всего восемь метров — и победитель «стенда» не попадает в финал! Только один срыв в одном из заездов. Цена метра? Цена случая?
А что творилось в финале? По полуфинальным стартам вперед вышел Игорь Угольников («Халмер-Ю»). Он более чем на круг опережал Юру Щербаня («Воркута-1») — прошлогоднего победителя соревнований. Игорь, может быть, излишне осторожен. Он уступает даже самому себе. А Юра неудержим. Это даже не риск, скорее мастерство, опыт и стабильность. Как часы отработал он во всех четырех финальных заездах и получил преимущество перед соперником более чем в два с половиной круга. Угольников, похоже, сдался без боя и в двух последних заездах пропустил вперед еще и Сашу Митрофанова («Воркута-3»). 37.50—35.33—35.06 — вот итог этого финального сражения.
В классе «А» прошлогодний победитель Валерий Иванов («Воркута-1») тоже не уступил своих позиций. Правда, решающего преимущества перед вторым призером Сергеем Пушковым (Кустанай, облСЮТ) он добился не на трассе. Десять «лишних» метров после стендовой оценки вывели Валерия в победители.
Проследим за еще одним сюжетом в цифрах. В классе «С» по предварительным результатам Саша Рубис («Воркута-1»), казалось, будет недосягаем. 9,32 — такова пройденная им дистанция в одном из заездов. Абсолютно лучший результат всех дней соревнований.
Но в полуфинале Юрис Бебрис из Риги, видимо, пообвыкнув на новой для себя трассе, приблизился по результату к лидеру. В финале он по сумме четырех заездов даже опередил воркутянина на 15 м. Но опять баллы за техосмотр, а значит, и «лишние» метры в запасе у Саши Рубиса. Он победил. Смотрим протоколы за стендовые оценки. Юриса подвело качество изготовления шасси, в этом элементе он проиграл сразу три балла Саше, а в итоге — только второе место. Нет, не только метры на трассе определяли победителя!
После соревнований мнение судейской коллегии и техкомиссии было единодушным — мастерство спортсменов выросло, качество подготовки моделей гораздо выше, чем в прошлые годы, результаты команд очень плотные. Трассовый автомоделизм сделал еще один шаг вперед.
Казалось бы, нет места сомнениям. Но не выходит из головы мальчишка из далекого сахалинского поселка.
А КТО НА ОБОЧИНЕ?
Могу представить, с какими чувствами читает рассказ о воркутинских стартах Игорь Запоровский. Он словно стоит сейчас на обочине шоссе, а мимо проносятся удивительные грациозные автомобили. И не остановить их, не всмотреться, только и успеваешь приветственно помахать вслед…
«Уважаемая редакция! Я уже давно увлекаюсь автомобилями спортивного типа. Мне нередко приходится видеть на рисунках и фотографиях в журналах великолепные машины. У нас в поселке, к моему сожалению, нет кружка трассового автомоделизма.
Я пытался разобраться в статьях вашего журнала на эту тему, но… Очевидно, эти статьи предназначаются тем, кто в кружках уже много познал. И вот я с громадным сожалением смотрю на ваши рисунки. Так хотелось бы превратить их в самые настоящие масштабные автомобильчики… С уважением — Игорь Запоровский. Сахалинская обл., пос. Тымовское, ул. Школьная, 18, кв. 21».
В минуты затишья, в паузах между гокками автомоделисты — участники соревнований читали и обсуждали это письмо. Словно останавливали свои автомобили, стягивали с головы шлемы и присаживались рядом с Игорем на обочине. Кому, как не им, понять все огорчения сверстника! Разговор получился откровенный, как и положено, когда речь идет о самом главном. Начал его Андрей Черноусов из Перми:
«Я заболел автомобилем, когда ходил еще в детский сад. С тех пор, кроме автомобилей, ничего не рисовал. Другие мальчишки увлекались мушкетерами, ковбоями, а я спешил в клуб. В школе меня не раз ругали за то, что все тетради испещрены рисунками автомобилей. И тогда я пошел в один из автотрассовых кружков. (В городе у нас 5 трасс, одна большая — 70 метров.) Вот уже 6 лет занимаюсь. Думаю, что это и повлияло на выбор моей профессии — я пошел учиться в училище и буду шофером.
Первая моя модель была самая простая: взял готовое шасси с колесами и
надел на него бумажную коробку. Машина получилась некрасивая, но по трассе ездила неплохо. Руководитель кружка уже в первые дни дал мне хороший совет: не надо сразу браться за сложные модели, копии настоящих автомоделей, а лучше самому начертить такую машину, которую ты сумеешь сделать, учитывая свои возможности и материалы. Вот тут-то и проявляется твое отношение к автомобилям, развивается конструкторская и дизайнерская мысль. Тут воспитываются настойчивость, твердость характера, стремление к победе. Советую тебе не тянуть зря время и начать. Сначала подумай, как сделан тот или иной автомобиль, к чему каждая линия…»
И беседа перешла на чисто практические рельсы. Ребята-автомоделисты написали письма Игорю Запоровскому с программой занятий.
Редакция одобряет искренний порыв пермяков, орловчан, кустанайцев. В ближайших номерах на примере работы кружка автотрассовиков облСЮТ г. Кустаная мы расскажем обо всех этапах работы, подготовки модели и трассы.
ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ…
Большие и маленькие. Многие из них волновали трассовиков лет десять назад, но не остыли и сегодня.
Как все же относятся к трассовому автомоделизму органы народного образования? Рассматривают ли они этот вид технического творчества как важное средство профессиональной ориентации школьников?
Определят ли в ближайшее время свои позиции в отношении «незаконнорожденного» дитяти ДОСААФ, Федерация автомодельного спорта СССР? Будут ли утверждены единое положение и правила соревнований, классификационные нормы присвоения спортивных разрядов?
Очень нужен трассовому моделизму компас. И капитан, который держал бы его в руках. Тогда усилия первопроходцев не распылятся, а организационные, технические и прочие проблемы станут просто очередными, совместно решаемыми делами.
Притча во языцех двигатель ДК-5-19. Уже давно его дорабатывают кто как сумеет. И коллектор усиливают, и капроновые заводские втулки меняют на фторопластовые или латунные, и подшипники качения вставляют, и щетки подгоняют, и увеличивают нажим пружинок (дедовским способом: разгиб — прогиб). Даже при минимальной регулировке отыгрывают на трассе один-два круга. А разве нельзя централизованно, на заводе усовершенствовать этот дви гатель?
А редуктор? Мальчишки-моделисты покупают игрушечные автомобильчики в детских магазинах, чтобы — да простят их первоклашки! — распустить их по швам и вынуть оттуда «дефицитные» шестерни. А ведь было время — продавали редукторы в сборе всего за 30 коп.
Для новичков, для тех, кто делает первые шаги на трассе, нужна помощь. Потом придут и творчество, и фантазия, и мастерство.
Товарищи изготовители двигателей, редукторов и прочих дельных вещей! Воркутяне предлагают комплект-набор для технического конструирования автомобилей. Заводу-изготовителю не понадобится даже разрабатывать его. Вот комплект, который в качестве образца может представить секция трассового автомоделизма Воркутинского Дворца пионеров: двигатель (усовершенствованный), редуктор, оси передняя и задняя, подшипники, диски колес, микропористая резина, выкройка (развертка) кузова на плотной бумаге в цвете, токосъемник, крепежный материал. Цена набора не превысит 3 р. 40 к. В тем, что это вполне доступная цена, убеждает жадный спрос на «детский» набор для конструирования сразу трех игрушечных автомобильчиков стоимостью 3 р. 60 к. Кто возьмется? Спрос гарантируем.
Вот так примерно обстоят дела у автотрассовиков страны. Если миниатюрные автомобили мчатся по строго очерченному маршруту, то трассовый автомоделизм в целом еще выверяет свой путь. И очень хотелось бы, чтобы этот путь по законам диалектики был движением по восходящей спирали.
Е. КРЫЛОВ
Воркутинские старты
Фото Е. Крылова
Соревнования открыты. Награды ждут победителей (1). Но нелегок путь к пьедесталу: ребятам предстоит экзамен по творчеству у техкомиссии (2) и по спортивному мастерству у судей на трассе (3). Команда «Воркута-1» убедила своей «арифметикой»: 1+1+1+1 — четыре первых места в личном зачете вывели их в победители; слева направо: Валера Иванов, Юра Щербань, Саша Рубис, Вадим Советов (4). На виражах воркутинской «автострады» (5) древний «Дикси-Ландолет» Алеши Амелькина выглядел довольно забавно (6).
Источник: “Моделист-Конструктор” №8, 1980, 31-32 с, обложка 3-я стр.
Оцифровка: Андрей Колегов
Подготовка фото моделей: Диана Лузянина
Журнал: Моделист-Конструктор 1980-08.pdf