Ровно год назад родилась Рижская трасса – автодром для соревнований автомоделей с внешним питанием. Первые официальные соревнования на звание чемпиона Риги знаменовали собой крутой поворот в развитии автомоделизма: появился новый захватывающий вид технического творчества и спорта.
На этой вкладке общий вид трассы, построенной под руководством мастера спорта Г. Дзенытыса. Над ней вариант, включающий некоторые новшества: сужение дороги, перекрещивание направляющих. Он собран из отдельных элементов, а гонки по такой трассе потребуют от «водителя» большого мастерства в управлении маленькой машиной, петляющей по настольному автодрому.
Публикуемые описание и чертежи автомодельной трассы для проведения соревнований так называемых трассовых моделей разработаны в автомодельном кружке городской станции юных техников города Риги в 1968 году. Трасса имеет три одинаковые по длине дорожки, то есть позволяет одновременно давать старт моделям трех участников. Длина круга — 17,8 м. Для удобства транспортировки конструкция разбирается на три секции, каждая из которых укреплена на разъемном столе со складывающимися ножками.
Для изготовления трассы требуется фанера толщиной 10 мм; причем очень важно, чтобы она была сухая, некоробленая и равномерной толщины по всей плоскости, тщательно проклеенная, без отстающих слоев. Каждый лист фанеры должен представлять собой прямоугольник размерами 1500х1500 мм. При несоблюдании этого условия сильно затрудняется монтаж трассы и стыковка ее отдельных узлов. Проверка — по диагоналям. Затем отмечаются центры закруглений и наносятся осевые линии пазов. Вы, наверное, обратили внимание, что на чертеже обозначены две группы радиусов: 120—200—300—400—480 мм и 220—300—400—500— 580 мм. Это облегчает отметку на фанере, и далее — изгибание контактных пластин. Радиусы отмечаются на расстоянии 2 и 12 мм по обе стороны от осевой линии. Мы наносили эти линии при помощи рейки, в которой в необходимых местах были высверлены отверстия, то есть центр и радиусы от него. В центре вкалывается игла, а радиусы отмечаются карандашом.
По отмеченным линиям выпиливается паз с помощью выкружной пилки. Окончательно края пазов обрабатываются под прямые углы до линии разметки. Это делается при помощи шпунтубеля. Надо помнить, что поверхность пазов должна быть очень гладкой. Все отдельные детали нумеруются. Для выборки пазов на прямых отрезках трассы фанеру пилят циркульной пилой на необходимую ширину и глубину. В местах, где крепятся контактные пластины, фрезеруется на глубину 1 мм и на ширину 10 мм углубление — это мы делали с помощью настольной вертикальной столярной фрезы. Режущий инструмент — крестовая фреза, на валу которой надета втулка соответствующих размеров по ширине, а глубину регулировали, поднимая стол. При установке фрезы надо использовать обрезки и сделать на них пробы. Если нет возможности использовать фрезу, допустимо стамеской снять один слой фанеры вручную.
Мы изготовили также около ста брусков размерами 30х30х217 мм из сосны. В них просверлили по три отверстия диаметром 6 мм для проводки. В брусках, находящихся у соединений отдельных секций, сверлится по два отверстия для болтов М8. Эту работу ускоряет применение металлического шаблона. Обработанные детали закруглений и прямых монтируются на брусках (с использованием клея и шурупов, ввертываемых через 150 мм). Необходимо строго следить за тем, чтобы пазы на каждом конце секции были строго параллельны и совпадали в торцах. Лучше всего это сделать опять же с помощью шаблона.
Контактные пластины изготавливают из латуни толщиной 1,5 мм. Более тонкие направляющие деформируются. Радиусы контактных пластин вальцуются (мы использовали для этого горизонтальный школьный станок НГФ-110). На рабочий вал надевается ролик с выточкой, а в тиски укрепляются два ролика с подшипниками. Вальцовку делают постепенно — сначала загибая с большим радиусом и постепенно уменьшая его. Заготовки контактных пластин должны иметь точную ширину 10 мм, иначе закругление получается неравномерным. При изгибании контактных пластин всегда примеряют дорожки к пазам. В местах перехода от закруглений к прямым участкам пластины выпрямляют молотком на наковальне. Так же можно выпрямлять неудачно свальцованные контактные пластины. Для крепления к трассе в них сверлятся через каждые 120 мм отверстия под болты с раззенковкой. Необходимо руководствоваться при этом расположением брусков, чтобы не попасть на место стыков. Используются болты с потайной головкой. Монтаж подогнанных пластин начинают с места разъемов. Отверстия в основании диаметром 2,8 мм сверлят, используя дрель. Свободный конец прижимают гирей около 5 кг, затем притягивают пластину болтами. Далее клинья ставят по обе стороны отверстий и сверлят остальные в основании. В местах, где соединяются контактные пластины, необходимо создать электрический контакт с помощью проводов с наконечниками.
Конфигурация трассы может изменяться в зависимости от способов соединения отдельных секций, количества материала, величины помещения и… терпения.
При выборе окончательного варианта трассы надо помнить, что для проведения официальных соревнований длина одного круга должна быть не менее 15 м и все дорожки должны иметь одинаковую длину. Размеры ширины паза и контактных пластин выбраны в соответствии с международными правилами. Дальнейшее оформление трассы возможно в различных вариантах.
Монтаж нашей трассы проходил в следующем порядке. Ножки столов-оснований привертывались петлями к доскам- упорам оснований. У мест стыков под каждой дорожкой выпиливали люк размерами 120х150 мм и все три секции соединили стальным угольником 30х30х1300 мм. При помощи стягивающих болтов М8 все отдельные секции дорожек были соединены воедино. Поверхность дорожки покрыли морским песком, замешенным на клею с пигментом, чтобы придать цвет бетонной крошке (анилиновый краситель сухой). Упорная колонна выточена из дерева, все остальные открытые деревянные детали окрашены.
Выпрямители, пульт управления, реле времени, контакты для подключения кондукторов и счетчики кругов помещены в отдельный шкафчик, который соединяется с электрической сетью (220 в) и трассой кабелем в резиновой изоляции.
Для реле времени применен стабилизированный электродвигатель постоянной скорости с механическим приводом для выключения напряжения в трассе после установленного правилами отрезка времени (3 мин.). Счетчик кругов работал по принципу фотореле, он был связан со счетчиком импульсов МЭС-55 (работает по принципу поляризованного реле). При помощи тумблера в момент старта переключаются светофоры, установленные над трассой на линии старта. Напряжением постоянного тока 12 в обеспечивают пять выпрямителей ВСА-10Д. Все три дорожки получают раздельное питание, освещение фотореле и блока автоматики. Следует отметить, что желательно обеспечить питание дорожек 16 в — так требует международный стандарт.
Г. ДЗЕНЫТЫС
мастер спорта СССР,
руководитель автомодельной
лаборатории
Источник: Г. Дзенытыс. Автодром на столе. “Моделист-Конструктор” № 12, 1969, 15-16 с., вкл. 1.
Скан и оцифровка: MasterRU
Источник: jmk-project.narod.ru
Журнал: Моделист-Конструктор 1969-12.pdf