О спорте

В конце 50-х годов прошлого века в США появился новый забавный аттракцион – люди гоняли по специально оборудованной “трассе” модель автомобиля. Однажды один из участников этой забавы предложил провести соревнование на скорость. Так родился новый технический вид спорта – трассовый автомоделизм.

Он быстро распространился в Америке и Европе. В СССР трассовый моделизм пришёл из Чехии в 1967 году. Первые трассы были построены в Риге (Латвия), Костанае (Казахстан), Воркуте (Россия).

SRC или Гонки Трассовых Автомоделей – гонки управляемых моделей 24-го и 32-го масштаба по специальной трассе, существуют в Европе и Америке уже более 60 лет.

В Европе и Америке Slot Racing очень популярен не только как спорт, но и как хобби. Любителей гораздо больше, чем профессиональных спортсменов. По трассе можно кататься в одиночку, всей семьёй и даже большой компанией. SRC – занятие, доступное для всех, независимо от пола, возраста, роста и веса.

Но если в Америке и Европе трассовый моделизм культивируется чаще всего как хобби или аттракцион, то в России, Беларуси и Украине в предпочтение отдается именно спортивному направлению этого вида технического творчества.

В России Slot Racing начал развиваться в конце 60-х годов, а с 1998-го года проводится Чемпионат России.

Овладеть этим видом спорта может каждый. И если уж ты не станешь профессионалом, то уж заядлым любителем – точно.

Размер трассового болида не превышает размеров обычной видеокассеты. Для соревнований между такими моделями необходима специальная трасса с поворотами различной сложности и виражами под определенным углом.
Аттракционная или тестовая трасса может иметь длину 10 – 15 метров, а длина настоящей, гоночной может достигать 50 метров. Трасса разделена на дорожки с проложенными медными жилами, передающими ток на двигатель модели, и пазом между ними, который направляет модель. Скорость модели регулируется пультом управления, представляющим ни что иное как реостат.

Принцип управления моделью несложен. Пульт, напоминающий ручку пистолета, имеет курок. Нажимая его, ты командуешь – “газ”, отпускаешь – модель останавливается.

Но, не смотря на видимую элементарность, во время заезда невозможно расслабиться ни на секунду. Скорость болида немаленькая – за доли секунды модель способна разогнаться до 40 км/час.

Модель поварачивает сама, но регулировать скорость на поворотах и прямых – целое искусство. Вылетел с трассы или ушел в занос – потерял время и отстал от других претендентов на победу.

Победителем считается тот, чья модель проехала больше кругов за время заезда и показала лучшее время круга.

Здесь все как в больших гонках! Даже качество резины на колесах играет большую роль. Важно быть и хорошим пилотом, и хорошим механиком.


Трассовый моделизм – один из видов спортивно-технического творчества, развивающийся в нашей стране уже более 50 лет. Доступность нового вида детского технического творчества и возможность решать большой объем творческих, познавательных задач в интересной игровой форме привели к открытию многочисленных кружков в школах и внешкольных учреждениях по всей стране: Прибалтике, Закавкезье, Средней Азии, Заполярье, на Дальнем Востоке.

В середине 80-х гг. были сформированы единые для всей страны правила соревнований и технические требования к моделям, которые пока еще отвечали потребностям учебного процесса. Трассовый автомоделизм был включен в Единую Всесоюзную спортивную классификацию (ЕВСК) как одна из дисциплин автомодельного спорта. Появилась возможность присвоения юношам спортивных разрядов, были организваны ежегодные соревнования высшего уровня – Кубки России и СССР среди юношей.

К этому времени выросло уже несколько поколений моделистов-трассовиков, среди них нашлись люди, которые не хотели расставаться со своим детским увлечением. Сначала в Прибалтике, затем в Ленинграде и некоторых других регионах России были организованы неофициальные соревнования для взрослых.

Быстрый рост технического уровня моделей привел к использованию большого количества высокотехнологичных комплектующих промышленного изготовления, появлению и постоянному возрастанию разрыва между интересами учебного процесса детских кружков и нуждами спорта. Поток информации, а затем и комплектующих изделий для моделей, который хлынул к нам из Европы и Америки после падения “железного занавеса”, привел к существенному ускорению данного процесса.

Трассовый моделизм сегодня: